ПОЛОЖЕНИЕ О ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о внеурочной деятельности разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 06.02.2023, Федеральными государственными стандартами
начального общего образования и основного общего образования, утвержденными
Приказами Минпросвещения Российской Федерации № 286 и № 287 от 31..05.2021 с
изменениями от18.07.2022 года, Федеральным государственным стандартом среднего
общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения Российской Федерации
№ 413 от 17.05.2012 с изменениями от 12.08.2022 года;
Письмом Минпросвещения Российской Федерации от 05.06.2022 № ТВ1290/03 «О
направлении методических рекомендаций»; Письмами Минпросвещения Российской
Федерации от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном и от
15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций», с учетом СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Уставом
МОБУ СОШ №2 с.Красноусольский (далее ОО).
1.2. Настоящее положение устанавливает порядок организации и проведения внеурочной
деятельности обучающихся по обновленным ФГОС, порядок организации занятий
«Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты», регулирует систему оценки
достижения результатов внеурочной деятельности, а также определяет ответственных лиц
за проведение внеурочной деятельности.
1.3. Образовательные программы начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования реализуются в ОО через урочную и
внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
1.4. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
образовательной деятельности, направленная на достижение планируемых результатов
освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и
личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочных.
1.5. Образовательная организация определяет объем часов, отведенных на внеурочную
деятельность в соответствии с содержательной и организационной спецификой
реализуемых ООП с учетом времени, отводимого на внеурочную деятельность на каждом
уровне общего образования:
- на уровне начального общего образования – до1320 часов;
- на уровне основного общего образования – до1750 часов;
- на уровне среднего общего образования – до 700 часов.
1.6. План внеурочной деятельности ОО является обязательной частью организационного
раздела ООП, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной
частью содержательного раздела ООП.
1.7. Внеурочную деятельность в соответствии с настоящим положением об ее организации
могут осуществлять педагогические работники, соответствующие общим требованиям,
предъявляемым к педагогическим работникам квалификационными характеристиками по
должности, в том числе заместители директора, педагоги дополнительного образования,
учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, педагогипсихологи, логопеды, педагоги-библиотекари и иные педагогические работники.

1.8. Для обеспечения реализации плана внеурочной деятельности все педагогические
работники ОО, ведущие занятия в рамках внеурочной деятельности должны пройти
повышение квалификации по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО.
1.9. Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входят в
аудиторную нагрузку педагогического работника, ее реализующую.
1.10. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности
осуществляется в рамках реализации ООП НОО, ООО и СОО.
1.11. Образовательная организация определяет структуру, порядок разработки и
утверждения рабочей программы курсов внеурочной деятельности (далее курсов).
Условия реализации внеурочной деятельности и требования к организации
внеурочной деятельности
2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.

2.

Целью организации внеурочной деятельности в ОО является обеспечение
достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП за счет расширения
информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная
деятельность, повышения гибкости ее организации.

2.2.

Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования;
•
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
•
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
•
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
•
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений
ученического самоуправления;
•
формирование культуры поведения в информационной среде.
2.4. При выборе направлений и отборе содержания обучения организация учитывает:
•
особенности организации –
условия
функционирования, тип,
особенности контингента, кадровый состав;
•
результаты диагностики успеваемости
и уровня
развития
обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
•
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; особенности
информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и
культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
2.5. Участие во внеурочной деятельности должно обеспечить:

2.3.

Удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
•
Развитие личности, ее способностей, удовлетворение образовательных
потребностей и интересов;
•
Формирование
функциональной
грамотности обучающихся
(способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе
сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности);
•
Формирование
социокультурных
и
духовно-нравственных
ценностей
обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и
социально-профессиональных ориентаций;
•
Развитие навыков самостоятельной образовательной, общественной, проектной,
учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности;
•
Формирование экологической грамотности у обучающихся, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
•
Совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, самоопределения обучающихся.
2.6. При освоении ООП СОО содержание внеурочной деятельности осуществляется по
следующим направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное – в таких формах как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные
спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические
объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики и другие формы, на добровольной основе в соответствии с выбором
участников образовательных отношений.
•

3. Порядок организации внеурочной деятельности
3.1. Внеурочная деятельность организуется на базе ОО.
3.2. В целях реализации плана внеурочной деятельности в ОО также предусматривается
использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая
организации дополнительного образования, научные организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации,
обладающие необходимыми ресурсами.
3.3. Формы проведения внеурочной деятельности ОО определяет самостоятельно, при
этом учитывает активность и самостоятельность обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
3.4. В зависимости от конкретных условий реализации ООП, числа обучающихся и их
возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся
разных классов в пределах одного уровня образования.
3.5. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность в ОО, определяется
учебным планом на текущий учебный год.
3.6. Количество часов зависит от образовательных потребностей в текущем учебном году,
но не более 10 часов в неделю на класс.
3.7. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное,
творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое
развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя
педагогическую поддержу в преодолении ими трудностей в обучении и социализации.

Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее
воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания ОО.
3.8. Часы внеурочной деятельности используют для реализации принципа формирования
единого образовательного пространства на всех уровнях образования с помощью одной из
трех моделей планов внеурочной деятельности (Приложение 1):
учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной
грамотности;
с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве школы;
с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
Занятия внеурочной деятельности проводятся педагогическими работниками
школы (учителями, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.), педагогами
дополнительного образования (по согласованию).

3.9.

3.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной
направленности, а также изменять направление обучения, в том числе в течение учебного
года. При этом фамилия данного обучающегося вписывается в «Списочных состав»
данного объединения.

3.11. Организация внеурочной деятельности обеспечивает возможность выбора
двигательно-активных,
физкультурно-спортивных занятий.
Оптимальным
является посещение не более 2-3-х внеурочных занятий в день, одно из которых должно
быть двигательно-активным.
3.12. Общеобразовательная организация самостоятельно решением Педагогического
совета разрабатывает и утверждает:

3.14.

рабочие программы внеурочной деятельности;

план внеурочной деятельности;
расписание занятий внеурочной деятельности.
Планы ВД НОО, ООО, СОО осуществляются посредством реализации рабочих
программ ВД.
3.15. План ВД ОО является обязательной частью организационного раздела ООП, а
рабочие программы ВД являются обязательной частью содержательного раздела ООП.
3.16. План ВД определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
ВД с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

3.17. Согласно, письму Минпросвещения РФ от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03, для
обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО
целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности ОО предусмотреть,
рекомендуемые к включению в план ВД (Приложение 2).
3.18. Рабочая программа внеурочной деятельности является частью ООП
соответствующего уровня образования и наравне с иными программами, входящими в
содержательный раздел ООП разрабатывается на основе требований к результатам
освоения общеобразовательных программ с учетом основных направлений программ,
включенных в структуру общеобразовательной программы.

3.19. Рабочие программы ВД для детей с ОВЗ разрабатываются и реализуются в
соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.20. Рабочие программы ВД включают в себя титульный лист и следующие
обязательные разделы:
содержание курса ВД с указанием форм организации и видов деятельности;

3.21.

календарно-тематическое планирование;
планируемые результаты освоения курса;
учебно-методическое обеспечение.

Требования к оформлению рабочих программ внеурочной деятельности
регламентируется локальными актами ОО, в том числе Положением о рабочих
программах.

3.22. Образовательная организация самостоятельно определяет порядок зачета
результатов освоения
деятельности.

обучающимися

образовательных

программ

внеурочной

3.23. Образовательная организация может осуществлять зачет результатов освоения
обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования,
согласно разработанному Положению о порядке зачета результатов освоения
обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин, полученных в других
образовательных организациях.
3.25. При зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности
педагогическим работникам рекомендуется провести сопоставительный анализ
планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей
программы ВД.

3.26. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности
может использоваться
психолого-педагогический инструментарий, включая
Портфолио обучающегося, в том числе в электронной форме.
4. Проведение занятий и организация контроля за внеурочной деятельностью
4.1. План внеурочной деятельности каждого уровня образования может
корректироваться на следующий учебный год в конце текущего года с учетом
предварительного выбора обучающимися и их родителями рабочих программ ВД.
Для обучающихся 1-х классов набор направлений и программ ВД предлагается для
ознакомления на установочном родительском собрании, для обучающихся 5-11 классов –
на родительских собраниях и через официальный сайт ОО.

4.2.

Для проведения занятий допускается комплектование групп как из обучающихся
одного класса, так и из параллели классов. Наполняемость группы устанавливается от 12
человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на две
группы. Комплектование групп происходит в соответствии с запросом участников
образовательной деятельности.
4.4. Внеурочная деятельность может реализовываться как через проведение регулярных
ежедневных внеурочных занятий, так и организацию занятий крупными блоками (походы,
экскурсии и т.п.)

4.3.

Продолжительность занятий – 40 минут. Продолжительность занятий
ВД
регламентируется действующими
Санитарноэпидемиологическими правилами и
нормами СП 2.4.3648-20.
4.6. Занятия внеурочной деятельностью проводятся в соответствии с расписанием,
утвержденным директором ОО.
4.7. Учет занятости обучающихся ВД осуществляется педагогическим работником в
электронном и/или бумажном журнале, оформление которого осуществляется в
соответствии с едиными требованиями, установленными локальными актами ОО.
4.8. Содержание записей в журнале должно соответствовать содержанию рабочей
программе.
4.9. Контроль за заполнением документации, фиксирующей проведение занятий ВД
осуществляют педагоги-организаторы и должностные лица, назначенные в школе
ответственными за ведение электронных (бумажных) журналов.
4.10. Организацией, координацией и контролем занятий ВД обучающихся конкретного
класса занимается классный руководитель, который:
- доводит до сведения родителей информацию о реализуемых в ОО рабочих программ;
- координирует (вносит предложения) по формированию графика проведения занятий
ВД;
- осуществляет контроль за посещаемостью обучающимися занятий в соответствии с
расписанием;
- осуществляет взаимосвязь между родителями и учителями по вопросу организации
ВД, включая оценку образовательных достижений.
4.11. Общее руководство и контроль за ВД в ОО осуществляет заместитель директора по
ВР на основе своих должностных обязанностей: оценку содержания и качества программ
ВД, разработку, согласование (утверждение) планов ВД и расписания проведения занятий
ВД, системы оценивания результатов освоения рабочих программ ВД обучающимися.

4.5.

5. Об организации занятий «Разговоры о важном» и «Россия-мои горизонты»
В соответствии с письмом Минпросвещения РФ от 17.06.2022 № 03871 в рамках ВД
образовательная организация вводит еженедельные информационно-просветительские
занятия «Разговоры о важном» (34 часа в учебном году) и занятия, направленные на
удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Россия –
мои горизонты»
«Разговоры о важном» проводятся для обучающихся 1-11 классов первым уроком
по понедельникам еженедельно. «Россия – мои горизонты» по четвергам после учебных
занятий.

5.1.

Методические материалы для ОО цикла еженедельных занятий, включающие
сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный
элемент, визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и размещаются на
портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность»

5.4.

Основным форматом проведения внеурочного занятия является разговор или
беседа.

5.5.

6. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
6.1. Оценка достижений результатов ВД происходит на трех уровнях:
 Оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления;



Индивидуальная оценка каждого обучающегося на основании экспертной оценки
личного Портфолио;
 Качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОО по
направлениям ВД, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов
обучающихся и коллективных результатов групп обучающихся.
7. Ответственность
7.1. Администрация ОО организует:
- процесс разработки, рецензирования и утверждения программ ВД;
- контроль выполнения программ ВД;
- контроль ведения журналов ВД.
7.2. Педагогические работники несут ответственность, установленную законодательством
и должностными обязанностями, за обеспечение требований ФГОС в части реализации
программ ВД как части ООП НОО, ООО, СОО.
7.3. Деятельность преподавателей регламентируется Уставом МОБУ СОШ №2,
Правилами внутреннего распорядка, локальными актами, должностными инструкциями.
7.4. Родители обучающихся несут ответственность за посещение занятий внеурочной
деятельности.
7.5. Обучающиеся несут ответственность за соблюдение Устава ОО, Правил внутреннего
распорядка обучающихся и других локальных актов, регламентирующих организацию
образовательных отношений в общеобразовательной организации.

Приложение №1
Модель плана внеурочной деятельности
Модель плана ВД

Содержательное наполнений

Преобладание учебнопознавательной
деятельности

-

Преобладание
педагогической
поддержки
обучающихся

-

занятия обучающихся по углубленному изучению
отдельных предметов;
- занятия
обучающихся
по
формированию
функциональной грамотности;
- занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
проектно-исследовательскую деятельность;
- профориентационные занятия обучающихся.
дополнительные
занятия,
испытывающих
затруднения в освоении учебной программы;
- дополнительные
занятия,
испытывающих
затруднения в освоении языков обучения;
- специальные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в социальной
коммуникации;
- специальные занятия обучающихся, испытывающих
затруднения в социальной коммуникации.

Преобладание
деятельности
ученических
сообществ
воспитательных
мероприятий

и - занятия
обучающихся
с
педагогами,
сопровождающими
деятельность детских
общественных объединений и органов ученического
самоуправления;
- занятия обучающихся в рамках циклов специально
организованных
внеурочных
занятий,
посвященных
актуальным
социальным,
нравственным
проблемам
современного мира;
- занятия обучающихся в социально ориентированных
объединений: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.
Приложение 2

Направления ВД, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности
образовательной организации
Направление ВД

Рекомендуемое Основное содержание занятий
количество часов
(часть, рекомендуемая для всех
в неделю
обучающихся)

Разговоры о важном

1

Основная цель:
Развитие
ценностного
отношения
обучающихся к своей Родине –
России, населяющим ее людям,
ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре

Занятия по формированию
функциональной
грамотности

1

Основная цель:
Развитие способности обучающихся
применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности.

Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
«Россия – мои горизонты»

1

Основная цель:
Развитие ценностного отношения
обучающихся к труду, как основному
способу
достижения
жизненного
благополучия
и
ощущения
уверенности в жизни

Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей

3

Основная цель:
Интеллектуальное и культурное
развитие
обучающихся,
удовлетворение
их
особых
познавательных,
культурных,
оздоровительных потребностей и
интересов

Занятия, направленные на
удовлетворение интересов
и потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов

2

Основная цель:
Развитие
важных
для жизни
подрастающего
человека
социальных умений – заботиться о
других и организовывать свою
собственную деятельность,
лидировать и подчиняться, брать на
себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою
точку зрения и уметь принимать
другие точки зрения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».