РП РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родному (русскому) языку на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по родному (русскому) языку разработана для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы начального общего образования. Программа по
родному (русскому) языку разработана с целью оказания методической помощи педагогическому
работнику в создании рабочей программы по учебному предмету «Родной (русский) язык».
Содержание программы по родному (русскому) языку направлено на достижение
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в
части требований, заданных ФГОС НОО для предметной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке». Программа по родному (русскому) языку ориентирована на
сопровождение учебного предмета «Русский язык», входящего в предметную область «Русский
язык и литературное чтение».
Содержание программы по родному (русскому) языку направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней.
В содержании программы по родному (русскому) языку предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа по
родному (русскому) языку отражает социокультурный контекст существования русского языка, в
частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Основные содержательные линии программы по родному (русскому) языку соотносятся с
основными содержательными линиями учебного предмета «Русский язык» на уровне начального
общего образования, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения родного (русского) языка являются:
- осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского
народа, понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций
своего народа, осознание национального своеобразия русского языка, формирование
познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков
народов России, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России,
овладение культурой межнационального общения;
- овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц
русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной

семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете,
овладение выразительными средствами русского языка;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать
и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в
языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
русским литературным языком в разных ситуациях его использования, обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Задачами данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение
исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое
мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую
речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык:
прошлое и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории
русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.
Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа,
сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в
языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение
за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений
пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи:
практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении);
расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных
центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать
предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов,
жанров, стилистической принадлежности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область

«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» рассчитано на общую учебную нагрузку
в объёме 135 часов (в 1 классе 33 часа (по 1 часу в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
1 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т.д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан,
лапти
и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов
(пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма
устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как
похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и культуре русского народа.
2 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры, забавы,
игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие предметы
традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка,
крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг),
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик,
ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени,

3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка,
валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение
которых
связано
с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда
(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную
форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание.
Словарь «Почему это так называется?».
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ.
Как
правильно
произносить
слова
(пропедевтическая
работа
по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом
тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа.
Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова
с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и другие, сохранение инициативы
в
диалоге,
уклонение
от
инициативы,
завершение
диалога
и другие (например, как правильно выразить несогласие, как убедить товарища).
Особенности
русского
речевого
этикета.
Устойчивые
этикетные
выражения
в учебно-научной коммуникации: формы обращения, различение этикетных форм обращения в
официальной и неофициальной речевой ситуации, использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов:
развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор.
Создание
текстов-повествований:
заметки
о
посещении
музеев,
об
участии
в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации прочитанного и
прослушанного текста:
различение главных фактов и второстепенных, выделение наиболее существенных фактов,
установление логической связи между фактами.

3 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат —
братство — побратим).

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные
явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные
инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,
дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием
в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица,
книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа
имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных
грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа
множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления
предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного
числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных
способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в
пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных
и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов
фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
4 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и
чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный);
связанные с обучением. Лексические единицы с национально-культурной семантикой,
называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха,
падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся
семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов.

Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную
форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова
в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов). Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и
современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических
конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция заголовков. Типы
заголовков.
Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление
причинноследственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных
текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление первоначального и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) на уровне начального общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных
направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине
— России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру
страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из художественных произведений; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений;
экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том
числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной
картины
мира);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать
основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц; объединять
объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации
языковых
единиц;
классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и
противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать
изменения языкового объекта,
речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное
лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать
с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить
представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных
точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах
парной и групповой работы, о

результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать
иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с
языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения
должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и
величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение
активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и
как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц
и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
•
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;
•
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
•
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
•
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка
для культурного человека;
•
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
•
осознавать смыслоразличительную роль ударения;

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
•
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
•
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
•
уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение
диалога и др.);
•
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
•
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации общения;
•
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
•
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём
наиболее существенные факты.
•
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
•
осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;
•
осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
•
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские
забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
•
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
•
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных
с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
•
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем);
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
•
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
•
осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
•
соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного
языка:
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
•
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
•
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
•
пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями
синонимов и антонимов для уточнения значения слов и выражений;
•
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
•
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
•
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
•

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
•
владеть
различными приёмами
слушания
научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
•
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать
главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать
логическую связь между фактами;
•
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника;
•
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
•
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
•
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
•
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие
природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие
музыкальные инструменты);
•
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;
наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и
произведениях детской художественной литературы;
•
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
•
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных
с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
•
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем);
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
•
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
•
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
•
использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
•
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
•
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
•
правильно употреблять отдельные формы
множественного
числа
имён
существительных;
•
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные
с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде,
падеже;
•

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
•
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
•
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
•
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
•
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
•
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
•
владеть различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
•
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
•
проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.),
определять языковые особенностей текстов;
•
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
•
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
•
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
•
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
•
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла.
•

4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
•
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и
чувствами людей; родственными отношениями);
•
распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов
и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы;
•
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
•
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
•
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных
с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
•
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем);
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
•
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
•
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
•
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
•
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
•
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет
формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
•
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные
с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено
глаголом в форме прошедшего времени);
•
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
•
соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи
собственного текста (в рамках изученного);
•
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова, для уточнения нормы формообразования;
•
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения
слова;
•
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
•
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
•
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
•
выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
•
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
•
владеть
различными приёмами
слушания
научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
•
владеть
различными видами
чтения
(изучающим и
поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
•
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
логическую связь между фактами;
•
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
•
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
•
приводить объяснения заголовка текста;
•
владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
•
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста: пересказывать текст с изменением лица;
•
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
•

создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять
сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме;
•
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
•
редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых
ошибок или с целью более точной передачи смысла;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять первоначальный и отредактированный текст.
•

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Наименование разделов и тем программы
№
п/п

Количество часов

всего

контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
практические
работы

Раздел 1. Секреты речи и текста
1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Как люди общаются друг с другом
2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

Вежливые слова

Как люди приветствуют друг друга

Зачем людям имена

Спрашиваем и отвечаем

Итого по разделу:
Раздел 2. Язык в действии

8

0

0

2.1.

Выделяем голосом важные слова
3

2.2.

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

0

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

0

0

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

0

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

Где поставить ударение
4

2.4.

0

Как можно играть звуками
1

2.3.

0

0

Как сочетаются слова
2

Итого по разделу:

0

10

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее
3.1.

3.2.

3.3.

Как писали в старину
4

0

0

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

4

1

0

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

Дом в старину: что как называлось

Во что одевались в старину
4

Итого по разделу:

12

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashk
ola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

Раздел 4. Секреты речи и текста
4.1

Сравниваем тексты

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2 КЛАСС
Наименование разделов и тем программы
№
п/п

1

0

33

1

0

Количество часов

всего

контрольные
работы

2

2

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
практические
работы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Итоговый контроль
Итого по разделу:

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

0

3 КЛАСС
Наименование разделов и тем программы
№
п/п

Количество часов

всего
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
практические
работы

1.1.

Где путь прямой, там не езди по кривой

1.2.

Кто друг прямой, тот брат родной

1

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/
https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1.3.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1.4.

Сошлись два друга – мороз да вьюга

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1.5.

Ветер без крыльев летает

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1.6.

Какой лес без чудес

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1.7

Дело мастера боится

1

1.8

Заиграйте, мои гусли…

1

1.9

Что ни город, то норов

1

1.10

У земли ясно солнце, у человека – слово

1

Итого по разделу:

12

Раздел 2. Язык в действии
2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Для чего нужны суффиксы?

Какие особенности рода имён существительных есть
в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по
числам?
Как изменяются имена существительные во
множественном числе?

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Итого по разделу:

6

Раздел 3. Секреты речи и текста
3.1.

3.2.

Создаём тексты-рассуждения
3

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

Учимся редактировать тексты

3.3.

3.4.

3.5.

Создаём тексты- повествования

Создание текстов-повествований о путешествии по
городам; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами.

5

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4- klassy/

3

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashko
la-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

Особенности устного выступления.

Итоговый контроль
2

Итого по разделу:

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

2

0

4 КЛАСС
Наименование разделов и тем программы
№
п/п

Количество часов
всего

контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
практические
работы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1.1.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

2

1.2.

Вся семья вместе, так и душа на месте

2

1.3.

Красна сказка складом, а песня – ладом

3

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

1.4.

Красное словцо не ложь

3

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

1.5.

Язык языку весть подаёт

3

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

Итого по разделу:

13

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/
https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4klassy/

Раздел 2. Язык в действии
2.1.

Трудно ли образовывать формы глагола?
2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

2.2.

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayashkola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

2.3.

Как и когда появились знаки препинания?

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

Проверочная работа

1

Итого по разделу:

6

Раздел 3. Секреты речи и текста
3.1.

Задаём вопросы в диалоге

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

3.2.

Учимся передавать в заголовке тему и основную
мысль текста

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

3.3.

Учимся составлять план текста

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

3.4.

Учимся пересказывать текст

2

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

3.5.

Учимся оценивать и редактировать тексты

4

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

Проектное задания «Пишем разные тексты об одном и
том же»

1

https://русскоеслово.рф/catalog/catalogs/nachalnayash
kola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-14klassy/

Итоговый контроль

1

Резерв

2

Итого по разделу:

15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Как люди общаются друг с другом

1

2

Как люди общаются друг с другом

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

3

Вежливые слова.

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

4

Как вежливо попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно поблагодарить?

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

5

Как люди приветствуют друг друга

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

6

Зачем людям имена. Имена в малых жанрах
фольклора

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

7

Спрашиваем и отвечаем

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

8

Цели и виды вопросов (вопрос - уточнение,
вопрос как запрос на новое содержание)

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

9

Как писали в старину

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

10

Особенности оформления книг в Древней
Руси: оформление красной строки и заставок.

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

11

Сведения об истории русской письменности:
как появились буквы современного русского
алфавита.

1

12

Практическая
работа
«Оформление
предложенных красных срок и заставок»

1

13

Дом в старину: что как называлось.

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

14

Слова,
обозначающие
традиционного русского быта:)

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

15

Дом в старину: что как называлось (изба,
терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и т. д)

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

16

Коллаж.
Составление
рассказа
с
использованием устаревших слов (работа в
группах)

1

17

Во что одевались в старину

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

18

Слова,
обозначающие
традиционного русского быта:

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

19

Как называлось то, во что одевались в
старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан,
лапти и т.д.)

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

20

Коллаж. Составление рассказа с
использованием устаревших слов (работа в
группах)

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

21

Выделяем голосом важные слова

1

22

Роль логического ударения

1

предметы

предметы

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

https://resh.edu.ru/subject/32/1/
https://resh.edu.ru/subject/32/1/

23

Логическое(смысловое) ударение в
предложении

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

24

Как можно играть звуками

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

25

Где поставить ударение. «Сказка про
волшебный молоточек».

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

26

Смыслоразличительная роль ударения

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

27

Ах, слово - слово, где тебя "ударить"?

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

28

Тренировочные задания «Учимся ставить
ударение"

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

29

Как сочетаются слова

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

31

Наблюдение за сочетаемостью слов
(пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости
слов)
Сравниваем тексты

32

Сопоставление текстов

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

33

Что узнали? Чему научились?

1

https://resh.edu.ru/subject/32/1/

30

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО
33

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

всего

1

По одёжке встречают…

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка

3

Если хорошие щи, так другой пищи не
ищи

1

4

Каша – кормилица наша

1

5

Каша – кормилица наша

1

6
7
8

Любишь кататься, люби и саночки возить
Любишь кататься, люби и саночки возить
Делу время, потехе час

1
1

9

Делу время, потехе час

10
11
12
13
14

В решете воду не удержишь
В решете воду не удержишь
Самовар кипит, уходить не велит
Самовар кипит, уходить не велит
Представление результатов выполнения
проектных заданий: «Секреты семейной кухни»,
«Интересная игра»,

1
1

1
1
1
1
1
1
1

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

15

«Музеи самоваров в России», «Почему это так
называется?
Помогает ли ударение различать слова?

16

Для чего нужны синонимы?

17

Для чего нужны антонимы?

18 Помогает ли ударение различать слова?

1
1
1
1

Как появились пословицы и фразеологизмы?
Как появились пословицы и фразеологизмы?
Как можно объяснить значение слова?
Как можно объяснить значение слова?
Встречается ли в сказках и стихах необычное
ударение?

1
1
1
1

24 Учимся вести диалог
25 Учимся вести диалог
26 Учимся вести диалог
27 Составляем развёрнутое толкование значения
слова
28 Составляем развёрнутое толкование значения
слова
29 Устанавливаем связь. Связь предложений в тексте
30 Устанавливаем связь. Связь предложений в тексте
31 Устанавливаем связь. Связь предложений в тексте
тексты-инструкции
и
тексты32 Создаём
повествования

1
1
1

19
20
21
22
23

1

1
1
1
1
1
1

Создаём
тексты-инструкции
и
текстыповествования
тексты-инструкции
и
тексты33 Создаём
повествования
34 Проверочная работа
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

33

3 КЛАСС

1
1
1

1

34

2

Количество часов
№
п/п
1

2

3

4
5

6

7

Тема урока
Где путь прямой, там не езди по кривой
Слова, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между
людьми (правда – ложь)
Кто друг прямой, тот брат родной
Слова, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между
людьми (друг – недруг, брат – братство –
побратим)
Дождик вымочит, а красно солнышко
высушит
Слова, называющие природные явления:
образные названия дождя
Дождик вымочит, а красно солнышко
высушит
Сошлись два друга – мороз да вьюга
Слова, называющие природные явления:
образные названия снега
Сошлись два друга – мороз да вьюга
Слова, называющие природные явления:
образные названия снега
Ветер без крыльев летает
Слова, называющие природные явления:
образные названия ветра

всего

1

1

1

1

1

1

1

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

8

Какой лес без чудес
Слова, называющие растения

9

Какой лес без чудес
Слова, называющие растения
Какой лес без чудес
Слова, называющие растения

10
11

12

13

14

15

16

Дело мастера боится.
Слова, обозначающие предметы и явления
традиционной русской культуры
Дело мастера боится.
Слова, обозначающие предметы и явления
традиционной русской культуры
Дело мастера боится.
Слова, обозначающие предметы и явления
традиционной русской культуры
Заиграйте, мои гусли…
Слова, обозначающие предметы и явления
традиционной русской культуры
Заиграйте, мои гусли…
Слова, обозначающие предметы и явления
традиционной русской культуры
Проверочная
работа.
Контрольное
списывание

1
1
1

1

1

1

1

1

1

17

Что ни город, то норов
Названия старинных русских городов

1

18

Что ни город, то норов
Названия старинных русских городов

1

1

19

20

21

У земли ясно солнце, у человека – слово
Русские традиционные сказочные образы,
эпитеты и сравнения
У земли ясно солнце, у человека – слово
Русские традиционные сказочные образы,
эпитеты и сравнения
Проектные задания «История моего имени
и фамилии»

1

1

1

22

Проектные задания «История моего имени
и фамилии»

1

23

Для чего нужны суффиксы?
Многообразие суффиксов, позволяющих
выразить различные оттенки значения и
различную оценку

1

24

25
26
27
28
29

Для чего нужны суффиксы?
Многообразие суффиксов, позволяющих
выразить различные оттенки значения и
различную особенности
оценку
Какие
рода
имён
существительных есть в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют»
изменяться по числам?
Как изменяются имена существительные
во множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные
предлоги?
Творческая проверочная работа «Что
нового
мне
удалось
узнать
об
особенностях русского языка»

1

1
1
1
1
1

30

Создаём тексты-рассуждения
Практическая работа

1

31

Создаём тексты-повествования

1

32

Учимся редактировать тексты

1

33

Учимся редактировать тексты

1

34

Итоговая контрольная работа

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

3

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

4

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

5

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

6

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

7

Красна сказка складом, апесня ладом

1

8

Красное словцо не ложь

1

9

Красное словцо не ложь

1

10

Красное словцо не ложь

1

11

Язык языку весть подаёт

1

12

Язык языку весть подаёт

1

13

Язык языку весть подаёт

1

14

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

15

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

16

Можно ли об одном и том же сказать поразному?
Проверочная работа

17

1
1

18

Можно ли об одном и том же сказать поразному?

1

19

Можно ли об одном и том же сказать
по разному?

1

1

20

История возникновения и функции знаков
препинания (в рамках изученного).

1

21

История возникновения и функции знаков
препинания (в рамках изученного).

1

22

Правила ведения диалога: корректные и
некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания текста.

23

1
1

25

Учимся передавать в заголовке тему или
основную мысль текста.
Учимся пересказывать план текста.

26

Учимся пересказывать план текста.

1

27

Учимся составлять план текста.

1

28

Учимся составлять план текста.

1

29

Учимся оценивать и редактировать тексты

30

Учимся оценивать и редактировать тексты

31

Учимся оценивать и редактировать тексты

32

Учимся оценивать и редактировать тексты

33

Проектное задания «Пишем разные
тексты об одном и том же»

1

34

Итоговая проверочная работа

1

1

34

2

24

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1

1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1 КЛАСС
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко
Л.В., Романова В.Ю., Русский родной язык. Учебник. 1 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
2 КЛАСС
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко
Л.В., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В., Русский родной язык. Учебник. 2 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
3 КЛАСС
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко
Л.В., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В., Русский родной язык. Учебник. 3 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
4 КЛАСС
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко
Л.В., Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В., Русский родной язык. Учебник. 4 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 КЛАСС
https://prosv.ru/umk/page/russian_native_1_4.7249.html,
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rodnomu-yazyku-1-4-klassy-kursk-2019g4293219.html
2 КЛАСС
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rodnomu-yazyku-1-4-klassy-kursk-2019g4293219.html
3 КЛАСС
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rodnomu-yazyku-1-4-klassy-kursk-2019g4293219.html
4 КЛАСС
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rodnomu-yazyku-1-4-klassy-kursk-2019g4293219.html
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1 КЛАСС
https://русское-слово.рф/catalog/catalogs/nachalnaya-shkola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4-klassy/
2 КЛАСС
https://русское-слово.рф/catalog/catalogs/nachalnaya-shkola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4-klassy/
3 КЛАСС
https://русское-слово.рф/catalog/catalogs/nachalnaya-shkola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4-klassy/
4 КЛАСС
https://русское-слово.рф/catalog/catalogs/nachalnaya-shkola-1-4/russkiy-rodnoy-yazyk-1-4-klassy/

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs.
Обучающий корпус русского языка. URL:
http://www.ruscorpora.ru/search-school.html.
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru.
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru.
Православная
библиотека:
справочники,
энциклопедии,
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki.
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru.
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru.

словари.

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash.
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me.
Словари и энциклопедии на Академике. URL:
https://dic.academic.ru. Стихия: классическая русская/ советская
поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya.
Учительская газета. URL: http://www.ug.ru. Фундаментальная электронная библиотека
«Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://febweb.ru/feb/feb/dict.htm.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny.
Академический орфографический словарь. URL:http://gramota.ru/slovari/info/lop.
Древнерусские
берестяные
грамоты.
URL:
http://gramoty.ru. Какие бывают словари. URL:
http://gramota.ru/slovari/types.
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL:http://www.krugosvet.ru.
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru.

URL:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (347) 402-17-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».