РП информатика 7-9 кл 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 С. КРАСНОУСОЛЬСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

"РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО" "СОГЛАСОВАНО"

"УТВЕРЖДАЮ"

на ШМО учителей математики,
информатики, физики

Заместитель директора по УР

Директор МОБУ СОШ №2

Руководитель ШМО

МОБУ СОШ №2

с. Красноусольский

___________/С.Н.Рогачёва/

с. Красноусольский

___________/М.Р.Басыров/

Протокол № _____

___________/Л.В.Пухова/

Приказ № _____

от « ___ » ______ 2021 г.

« ___ » ______ 2021 г.

от « ___ » ______ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету "Информатика"
Уровень образования (класс): основное общее образование, 7-9 классы
Срок реализации рабочей программы: 3 года
Программа разработана на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС
ООО, М.: «Просвещение», 2012г.);
- Примерной учебной программы по информатике и ИКТ для 7-9 классов (автор Босова Л.Л).;
- Учебный план школы.

Учитель: Шамсутдинов М.Р.

с. Красноусольский
2021 г.

7 класс:
Количество часов за год (34 недели): 34 ч.
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество контрольных работ: 6
8 класс:
Количество часов за год (34 недели): 34 ч.
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество контрольных работ: 5
9 класс:
Количество часов за год (33 недели): 33 ч.
Количество часов в неделю: 1 ч.
Количество контрольных работ: 5
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В
ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования; учитываются межпредметные связи, а также возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования.
Базовый курс информатики и ИКТ планируется изучить в течение трёх лет с 7 по 9 класс.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и
способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является
ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы
(авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

1

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов
как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих
результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного
материала, размещены в рубрике «Выпускник научится». Они показывают, какой уровень освоения опорного
учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и
выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания
повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность
научиться». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не
отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового
контроля.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации
обучающихся средствами предмета.
1. Гражданское воспитание:

представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в
социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
2. Патриотическое воспитание:

ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание
значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых
мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность
в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
3. Духовно–нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
4.


Эстетическое воспитание:
Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

5. Ценности научного познания:

сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и
составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию;
любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному
выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; сформированность информационной культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
6. Формирование культуры здоровья:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни,
в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ).
7. Трудовое воспитание:

интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных
с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки
информатики и научно–технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
2

8. Экологическое воспитание:

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом
возможностей ИКТ.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение
универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно–следственные связи,
строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, в том числе при создании информационного продукта;

принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации
информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;

выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного
результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие
решений в группе);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
3

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:

осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам
информации.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования:
Выпускник научится:

различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс,
информационная система, информационная модель и др.;

различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на
материальных носителях;

раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и
передачей данных – в живой природе и технике;

классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней
энергонезависимой памяти, устройств ввода–вывода), характеристиках этих устройств;

определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики
компьютеров;

узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:

осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:

описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от
них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;



кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи,
скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому
алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного
кода;

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из
десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и
вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять
истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных
высказываний;

определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью
операций объединения, пересечения и дополнения;

использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями
(корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий
элемент; вставка, удаление и замена элемента);

описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица
смежности» не обязательно);

познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
4



использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:

познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять
сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической
моделью объекта/явления и словесным описанием;

узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два
символа, например, 0 и 1;

познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и
робототехнических системах;

познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и
процессов;

ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными
объектами (на примере учебных автономных роботов);

узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:

составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде
блок–схемы, с помощью формальных языков и др.);

определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный,
графический, с помощью формальных языков);

определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между
употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и
анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием
основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление,
повторение, вспомогательные алгоритмы);

составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с
использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде
программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения,
составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном
множестве исходных значений;

использовать логические значения, операции и выражения с ними;

записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их
значения.
Выпускник получит возможность:

познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми
величинами;

создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами
(роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать
примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:

классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать,
«распаковывать» архивные файлы);

разбираться в иерархической структуре файловой системы;

осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной,
относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
построение диаграмм (круговой и столбчатой);

использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих
определенному условию;

анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
5



проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет–сервисов в данном
курсе и во всем образовательном процессе):

навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными
видами программных систем и интернет–сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные
таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих
систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных
накопителей данных, интернет–сервисов и т. п.;

основами соблюдения норм информационной этики и права;

познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим
понятийным аппаратом;

узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы
текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между
компьютерами, с методами поиска в Интернете;

познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли
она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными
подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных
исследованиях.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах основной школы
может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):
 введение в информатику;
 алгоритмы и начала программирования;
 информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики
информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность,
своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации:
естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в
том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь
разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших
целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для
обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная
речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого
подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры
информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память).
Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации,

6

хранящейся на носителе; скорость записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение
информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи
информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с
изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе,
обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или
явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической
деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж,
граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научнотехнических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования, состоящем в построении математической
модели, ее программной реализации, проведении компьютерного эксперимента, анализе его результатов, уточнении
модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание,
логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертежник,
Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система
команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных
начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык (язык программирования) - формальный язык для записи алгоритмов. Программа —
запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и
повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план
целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием
промежуточных результатов.
Системы программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль,
Школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод,
вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы —
компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде
программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память,
устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период
времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное
обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (папка). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование
компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение,
удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального
компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере
(вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ
первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков,
таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сносок, оглавлений, предметных
7

указателей. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом.
Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы,
величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета.
Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие
мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видеоинформация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы
работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.
Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные
энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска
информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности, полученной информации. Возможные неформальные подходы к оценке
достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации,
предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и
документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры
применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и
проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение,
образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от
несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о
правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные
негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

8

Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Название темы

общее
8

Информация
и
информационные
процессы
Компьютер
как
универсальное
устройство обработки информации
Обработка графической информации
Обработка текстовой информации
Мультимедиа
Математические основы информатики
Основы алгоритмизации
Начала программирования
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и программирование
Обработка числовой информации
Коммуникационные технологии
Резерв
Итого:

9

Количество часов
теория
5

практика
3

7

4

3

4
9
4
12
10
10
8
8
6
10
5
101

2
3
1
9
6
2
5
2
2
6
0
47

2
6
3
3
4
8
3
6
4
4
5
54

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7класс
Раздел

Введение

1

К–во1
часов

15

Тема

К–во
часов

Информация и
информационные
процессы

8

Компьютер как
универсальное
устройство работы
с информацией

7

Основные виды деятельности обучающихся

Аналитическая деятельность:

оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в
жизни;

классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и
социальных системах;

анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.)
системах.
Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью
двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов
алфавита заданной мощности;

оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт);

оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для
хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала
и пр.)
Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения,
обработки, вывода и передачи информации;

определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления
информационных процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

определять основные характеристики операционной системы;

планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:

Часы представлены для минимальной (1 час в неделю) и расширенной (2 часа в неделю) моделей изучения информатики на базовом уровне.

Основные
направления воспитательной
деятельности
5, 8

2, 5, 6, 7

Использование
программных
систем и
сервисов

17

Обработка
графической
информации

4

Обработка
текстовой
информации

9


получать информацию о характеристиках компьютера;

оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для
хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала
и пр.);

выполнять основные операции с файлами и папками;

оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно–графической форме;

оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода
информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера,
видеокамера);

использовать программы–архиваторы;

осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных
программ.
Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых
задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения
одного класса задач;

соотносить емкость информационных носителей и размеры предполагаемых для хранения на
них графических изображений.
Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

определять объем памяти, необходимый для хранения графических изображений;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического
редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического
редактора.
Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых
задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

выполнять коллективное создание текстового документа;
1

4, 5, 7

5, 7

Мультимедиа

4

Резерв учебного
времени

2

Вводный урок.
Итоговое
повторение

2

Математически
е основы
информатики

12

Математические
основы
информатики

12

Алгоритмы
и
элементы
программирова
ния

20

Основы
алгоритмизации

10


использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных
информационных объектов;

выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые
таблицы;

вычислять информационный объем текста в заданной кодировке.
Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых
задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и
частотой дискретизации);

вычислять информационный объем звуковых файлов.
Анализ жизненных ситуаций, связанных с использованием информационных технологий.
Обобщение и систематизация изученного материала.

2, 5, 7

1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8

8 класс
Аналитическая деятельность:

выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

анализировать логическую структуру высказываний;

оценивать мощность множеств, получаемых из двух или трех базовых множеств с помощью
операций объединения, пересечения, дополнения;

приводить примеры ситуаций для применения правил суммы и произведения.
Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в
двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

записывать вещественные числа в естественной и нормальной формах;

строить таблицы истинности для логических выражений;

вычислять истинностное значение логического выражения;

определять количество элементов множества, полученного из 2–3 базовых множеств с
помощью операций объединения, пересечения, дополнения;

вычислять количество вариантов с использованием правил суммы и произведения.
Аналитическая деятельность:

анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких
свойств алгоритмов, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность,
массовость;
2

5

5, 7

Начала
программировани
я

10

Резерв учебного
времени

1

Итоговое
повторение

1

Математически
е основы
информатики

8

Моделирование и
формализация

8


определять по блок–схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма из одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для
исполнителя, преобразующего строки символов;

строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

Аналитическая деятельность:

анализировать готовые программы;

определять по программе, для решения какой задачи она предназначена.
Практическая деятельность:

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических,
строковых и логических выражений;

разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного
неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических
операций;

разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных.
Обобщение и систематизация изученного материала.

5, 7

1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8

9 класс
Аналитическая деятельность:

осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства
с точки зрения целей моделирования;

оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых
задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:
3

5, 7

Алгоритмы
и
элементы
программирова
ния

8

Алгоритмизация и
программирование

8

Использование
программных
систем
и
сервисов

16

Обработка
числовой
информации в
электронных
таблицах

6

Коммуникационн
ые технологии

10


строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок–схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с
минимальными потерями в полноте информации;

исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной
задачей;

работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

создавать однотабличные базы данных;

осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Аналитическая деятельность:

выделять этапы решения задачи на компьютере;

осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы одной задачи.
Практическая деятельность:

алгоритмы для конкретных исходных данных;

разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

нахождение суммы всех элементов массива;

нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива и пр.
Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых
задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:

создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым
пользователем формулам;

строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Аналитическая деятельность:

выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность
найденной информации;

распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемые пути их устранения.
4

5, 7

5, 7

1, 2, 3

Резерв учебного
времени

1

Итоговое
повторение

1

Практическая деятельность:

осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по
каналу связи с известными характеристиками;

проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических
операций;

создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные
объекты в виде веб–страницы, включающей графические объекты.
Обобщение и систематизация изученного материала.

1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
урока

Дата проведения
план
факт.

1

02.09.

2
3

09.09
16.09

4

23.09

5
6

30.09
07.10

7
8

14.10
21.10

9

28.10

Основные виды деятельности обучающихся

Тема

ТЕМА «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ» (8 Ч)
Цели изучения курса информатики и ИКТ.
Аналитическая деятельность:
Техника безопасности и организация
• оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота
рабочего места.
и пр.);
• приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов,
Информация и её свойства
встречающиеся в жизни;
Информационные процессы. Обработка
• классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
информации. Хранение и передача
• выделять информационную составляющую процессов в биологических,
информации
технических и социальных системах;
Всемирная паутина как информационное
• анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа,
хранилище
семья и пр.) системах.
Представление информации
Практическая
деятельность:
Дискретная форма представления
•
кодировать
и
декодировать
сообщения по известным правилам кодирования;
информации
•
определять
количество
различных
символов, которые могут быть закодированы с
Единицы измерения информации
помощью
двоичного
кода
фиксированной
длины (разрядности);
Обобщение и систематизация основных
•
определять
разрядность
двоичного
кода,
необходимого для кодирования всех
понятий темы «Информация и
символов
алфавита
заданной
мощности;
информационные процессы». Контрольная
• оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт,
работа №1
мегабайт, гигабайт);
• оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти,
необходимой для хранения информации; скорость передачи информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.)

Примечание

Введение
п.1.1, №2-7
п.1.2, №8-14,
№15-18
п.1.3, №19-23
п.1.4, №24-35
п.1.5, №36-54
п.1.6, №55-74
Глава 1, №75

ТЕМА «КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ» (7 Ч)

Основные компоненты компьютера и их
функции

Аналитическая деятельность:
5

п.2.1, №76-85

10
11

11.11
18.11

12

25.11

13

02.12

14

09.12

15

16.12

16

23.12

17

30.12

18

20.01

19

27.01

Персональный компьютер.
Программное обеспечение компьютера.
Системное программное обеспечение
Системы программирования и прикладное
программное обеспечение
Файлы и файловые структуры

• анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных
средств;
• анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур
ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
• определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления
информационных процессов при решении задач;
• анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении
компьютера;
Пользовательский интерфейс
• определять основные характеристики операционной системы;
• планировать собственное информационное пространство.
Обобщение и систематизация основных
Практическая деятельность:
понятий темы «Компьютер как
• получать информацию о характеристиках компьютера;
универсальное устройство для работы с
• оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти,
информацией». Контрольная работа №2
необходимой для хранения информации; скорость передачи информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.);
• выполнять основные операции с файлами и папками;
• оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно–
графической форме;
• оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных
устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер,
микрофон, фотокамера, видеокамера);
• использовать программы–архиваторы;
• осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью
антивирусных программ.
ТЕМА «ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ» (4 Ч.)
Формирование изображения на экране
Аналитическая деятельность:
монитора
• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
Компьютерная графика
• определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
Создание графических изображений
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач;
Обобщение и систематизация основных
• соотносить емкость информационных носителей и размеры предполагаемых для
понятий темы «Обработка графической
хранения на них графических изображений.
информации». Контрольная работа №3
Практическая деятельность:
• определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
• определять объем памяти, необходимый для хранения графических изображений;
• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового
графического редактора;
• создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного
графического редактора.
ТЕМА «ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» (9 Ч.)
6

п.2.2, №86-102
п.2.3, №103109
п.2.3, №103109
п.2.4, №110124
п.2.5, №125126
Глава 2, №127

п.3.1, №128154
п.3.2, №155163
п.3.3,№164171, 173
Глава 3, №172

20

03.02

21

10.02

22

17.02

23

24.02

24

03.02

25

10.03

26

17.03

27

24.03

28

07.04

29

14.04

30

21.04

31

28.04

32

05.05

33

12.05

34

19.05

Текстовые документы и технологии их
создания
Создание текстовых документов на
компьютере
Прямое форматирование

Аналитическая деятельность:
 анализировать пользовательский интерфейс используемого программного
средства;
 определять условия и возможности применения программного средства для
решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных
Стилевое форматирование
для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
Визуализация информации в текстовых
 создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного
документах
клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
Распознавание текста и системы
 форматировать текстовые документы (установка параметров страницы
компьютерного перевода
документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров
Оценка количественных параметров
страниц);
текстовых документов
 вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
Оформление реферата История
 выполнять коллективное создание текстового документа;
вычислительной техники
 использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе
Обобщение и систематизация основных
собственных информационных объектов;
понятий темы «Обработка текстовой
 выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя
информации». Контрольная работа №4.
кодовые таблицы;
 вычислять информационный объем текста в заданной кодировке.
ТЕМА «МУЛЬТИМЕДИА» (4 Ч.)
Технология мультимедиа.
Аналитическая деятельность:
• анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
• определять условия и возможности применения программного средства для
Компьютерные презентации
решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для
Создание мультимедийной презентации
решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
Обобщение и систематизация основных
• создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
понятий главы «Мультимедиа».
• записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной
Проверочная работа
кодирования и частотой дискретизации);
• вычислять информационный объем звуковых файлов.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 Ч.)
Основные понятия курса.
Анализ жизненных ситуаций, связанных с использованием информационных
технологий. Обобщение и систематизация изученного материала.
Итоговое тестирование.

7

п.4.1, №174177
п.4.2, №178191
п.4.3, №192195
п.4.3, №196200
п.4.4, №201203
п.4.5, №204205
п.4.6, №206239
РЕФЕРАТ
Глава 4, №240

п.5.1, №241254
п.5.2, №241254
п.5.2, №241254
Глава 4, №255

Главы 1-4, раздел
«Обобщение
изученного в 7
классе» в РТ

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
уро
-ка

Дата
проведения
план факт.

1

04.09

2

11.09

3

18.09

4

25.09

5

02.10

6
7
8

09.10
16.10
23.10

9
10
11
12

06.11
13.11
20.11
27.11

13

04.12

14

11.12

15

18.12

16

25.12

17

15.01

Основные виды деятельности обучающихся

Тема

ТЕМА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» (12 Ч)
Техника безопасности и организация
Аналитическая деятельность:
рабочего места. Общие сведения о системах • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
счисления
• выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
• анализировать логическую структуру высказываний;
Двоичная система счисления. Двоичная
• оценивать мощность множеств, получаемых из двух или трех базовых множеств с
арифметика
помощью операций объединения, пересечения, дополнения;
Восьмеричная и шестнадцатеричные
системы счисления. Компьютерные системы • приводить примеры ситуаций для применения правил суммы и произведения.
Практическая деятельность:
счисления
Правило перевода целых десятичных чисел в • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в
двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
систему счисления с основанием q
Представление целых чисел. Представление • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
• записывать вещественные числа в естественной и нормальной формах;
вещественных чисел.
• строить таблицы истинности для логических выражений;
Контрольная работа №1
• вычислять истинностное значение логического выражения;
Высказывание. Логические операции
• определять количество элементов множества, полученного из 2–3 базовых множеств с
Построение таблиц истинности для
помощью операций объединения, пересечения, дополнения;
логических выражений
•
вычислять количество вариантов с использованием правил суммы и произведения.
Свойства логических операций
Решение логических задач
Логические элементы
Обобщение и систематизация основных
понятий темы «Математические основы
информатики». Контрольная работа №2
ТЕМА «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ» (10 Ч)
Алгоритмы и исполнители
Аналитическая деятельность:
• анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них
таких свойств алгоритмов, как дискретность, детерминированность, понятность,
Способы записи алгоритмов
результативность, массовость;
• определять по блок–схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
Объекты алгоритмов
• анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
Алгоритмическая конструкция «следование» • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические
конструкции могут войти в алгоритм;
• сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Алгоритмическая конструкция «ветвление».
Практическая деятельность:
Полная форма ветвления
8

Примечание

п.1.1. №15-37
п.1.1. №3849, 55-56
п.1.1. №5051, 53-54, 5761
п.1.1. №52
п.1.2, №6264, 68-70
п.1.2, №65-67
п.1.3, №76-82
п.1.3, №83
п.1.3, №84-88
п.1.3, №89-92
п.1.3, №93-94
Глава 1

п.2.1, №95110
п.2.2, №111114
п.2.3, №115125
п.2.4, №126133
п.2.4, №134137, 140-146

18

22.01

Сокращенная форма ветвления

19

29.01

20

05.02

21

12.02

Алгоритмическая конструкция
«повторение». Цикл с заданным условием
продолжения работы
Цикл с заданным условием окончания
работы
Цикл с заданным числом повторений

22

19.02

23

26.02

24

04.03

25

11.03

26

18.03

27

01.04

28

08.04

29

15.04

30

22.04

31

29.04

32

06.05

33
34

13.05
20.05

• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
• преобразовывать запись алгоритма из одной формы в другую;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных
для исполнителя арифметических действий;
• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных
для исполнителя, преобразующего строки символов;
• строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

Обобщение и систематизация основных
понятий темы «Основы алгоритмизации».
Контрольная работа №3
ТЕМА «НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ» (10 Ч.)
Общие сведения о языке программирования Аналитическая деятельность:
Паскаль
• анализировать готовые программы;
• определять по программе, для решения какой задачи она предназначена.
Организация ввода и вывода данных
Практическая деятельность:
• программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических,
Программирование линейных алгоритмов
строковых и логических выражений;
• разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение
Программирование разветвляющихся
линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с
алгоритмов. Условный оператор
использованием логических операций;
Составной оператор. Многообразие способов
• разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
записи ветвлений
• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных.
Программирование циклов с заданным
условием продолжения работы
Программирование циклов с заданным
условием окончания работы
Программирование циклов с заданным
числом повторений
Различные варианты программирование
циклического алгоритма
Обобщение и систематизация основных
понятий темы «Начала программирования».
Проверочная работа
Основные понятия курса.
Итоговое тестирование

п.2.4, №138139
п.2.4, №147152
п.2.4, №153157
п.2.4, №158166, 168
Глава 2,
№167
п.3.1, №168173
п.3.2, №174176
п.3.3, №177179
п.3.4, №180183
п.3.4, №184187
п.3.5, №188195
п.3.5, №196

п.3.5, №197201

п.3.5, №202
Глава 3
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 Ч.)
Обобщение и систематизация изученного материала.

9

№203-213

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
урока

1

2

3

4

5

6

7
8

Дата проведения
план
факт.

Основные виды деятельности обучающихся

Тема

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ (8 Ч.)
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ (8 Ч.)
Аналитическая деятельность:
Техника безопасности и организация рабочего места. Понятие
• осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его
модели объекта, процесса или явления.
свойств существенные свойства с точки зрения целей
Понятие математической модели. Отличие математической
моделирования;
модели от натурной модели и от словесного описания объекта.
• оценивать адекватность модели моделируемому объекту и
Задачи, решаемые с помощью математического моделирования.
целям моделирования;
Компьютерные эксперименты. Примеры использования
• определять вид информационной модели в зависимости от
математических моделей. Входная диагностика.
стоящей задачи;
• анализировать информационные модели (таблицы, графики,
Представление о цикле моделирования: построение
математической модели, ее программная реализация, проверка на диаграммы, схемы и др.);
• анализировать пользовательский интерфейс используемого
простых примерах, проведение компьютерного эксперимента,
программного средства;
анализ его результатов, уточнение модели.
• определять условия и возможности применения
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и
программного средства для решения типовых задач;
неориентированные графы. Начальная и конечная вершина.
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,
Длина ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица
предназначенных для решения одного класса задач.
смежности графа. Дерево. Корень, лист, вершина.
Практическая деятельность:
Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево.
• строить и интерпретировать различные информационные
Высота дерева. Тестовая работа.
модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок–схемы
Представление данных в табличной форме. Использование
алгоритмов);
таблиц при решении задач. Базы данных. Система управления
• преобразовывать объект из одной формы представления
базами данных. Создание базы данных.
информации в другую с минимальными потерями в полноте
Поиск данных в готовой базе. Поиск информации в сети
информации;
Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение
• исследовать с помощью информационных моделей объекты
запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари.
в соответствии с поставленной задачей;
Компьютерные карты и другие справочные системы.
• работать с готовыми компьютерными моделями из
различных предметных областей;
Обобщение и систематизация основных понятий, изученных в 1
• создавать однотабличные базы данных;
четверти
• осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
Контрольная работа №1 «Элементы программирования,
• осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
использования систем и сервисов, информационные процессы»
РАЗДЕЛ «АЛГОРИТМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» (8 ЧАСОВ)
10

Примечание

Введение,
п.1.1

п.1.1-1.2.

п.1.1-1.2.

п.1.3.

п.1.4 - п.1.5.

п.1.6.

п.1.1 - п.1.6
п.1.1 - п.1.6

9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21

22

23
24

Аналитическая деятельность:
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки
• выделять этапы решения задачи на компьютере;
программ.
• осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы.
• сравнивать различные алгоритмы одной задачи.
Заполнение числового массива в соответствии с формулой или
Практическая деятельность:
путем ввода чисел.
• алгоритмы для конкретных исходных данных;
Нахождение суммы элементов данной конечной числовой
• разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
последовательности или массива.
• разрабатывать программы для обработки одномерного
Нахождение минимального (максимального) элемента массива.
массива:
Знакомство с постановками более сложных задач обработки
• нахождение минимального (максимального) значения в
данных и алгоритмами их решения. Алгоритмы сортировки
данном массиве;
массива.
• подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих
некоторому условию;
Составление алгоритмов и программ по управлению
• нахождение суммы всех элементов массива;
исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
• нахождение количества и суммы всех четных элементов в
Обобщение и систематизация основных понятий темы
массиве;
«Алгоритмы и элементы программирования».
• сортировка элементов массива и пр.
Контрольная работа №2 «Разработка алгоритмов и программ»
РАЗДЕЛ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ И СЕРВИСОВ» (16 Ч.)
ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ (6 Ч.)
Аналитическая деятельность:
Электронные таблицы. Выделение диапазона таблицы и
• выделять этапы решения задачи на компьютере;
упорядочивание его элементов.
• осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
Формулы с использованием абсолютной, относительной и
смешанной адресации; преобразование формул при копировании. • сравнивать различные алгоритмы одной задачи.
Практическая деятельность:
Формулы с встроенными функциями. Логические функции.
• алгоритмы для конкретных исходных данных;
Построение диаграмм и графиков.
• разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
Обобщение и систематизация основных понятий темы
• разрабатывать программы для обработки одномерного
«Электронные(динамические) таблицы».
массива:
• нахождение минимального (максимального) значения в
данном массиве;
• подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих
некоторому условию;
Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в
• нахождение суммы всех элементов массива;
электронных таблицах»
• нахождение количества и суммы всех четных элементов в
массиве;
• сортировка элементов массива и пр.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (10 Ч.)
Аналитическая деятельность:
Компьютерные сети. Интернет.
• выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия
на основе компьютерных сетей;
Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт.
Сетевое хранение данных.
11

п.2.2.1-2.2.3
п.2.2.1-2.2.3
п.2.2.4
п.2.2.5
п.2.2.6
п.2.3
п.2.1 - п.2.5
п.2.1 - п.2.5

п.3.1, п.3.3
п.3.2
п.3.2
п.3.3
п.3.1 - п.3.3

п.3.1 - п.3.3

п.4.1
п.4.2

25

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет – сервисы.
Гигиенические, эргономические и технические условия
эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и
этические аспекты их использования.

26

Компьютерные вирусы и вредоносные программы; защита от
них. Приемы безопасности в сети Интернет. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой
информации в сети Интернет. Личная информация, средства ее
защиты. Организация личного информационного пространства.

27

28
29
30

31
32
33

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная
почта, чат, форум, телеконференция и др. Основные этапы и
тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и
ИКТ.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта.
Оформление сайта.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта.
Оформление сайта.
Экономические, правовые и этические аспекты использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет. Размещение
сайта в Интернете.

• анализировать доменные имена компьютеров и адреса
документов в Интернете;
• приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск
информации;
• анализировать и сопоставлять различные источники
информации,
оценивать
достоверность
найденной
информации;
• распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия,
связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их
устранения.
Практическая деятельность:
• осуществлять взаимодействие посредством электронной
почты, чата, форума;
• определять минимальное время, необходимое для передачи
известного объема данных по каналу связи с известными
характеристиками;
• проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций;
• создавать с использованием конструкторов (шаблонов)
комплексные информационные объекты в виде веб–страницы,
включающей графические объекты.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Работа в
информационном пространстве. Информационнокоммуникационные технологии».
Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ЧАС)
Основные понятия курса. Повторение Итоговая контрольная
Обобщение и систематизация изученного материала.
работа.
Электронные учебные пособия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
12

п.4.3

п.4.3

п.4.4
п.4.4
п.4.4

п.4.1- п.4.4
п.4.1- п.4.4
Повторить


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (347) 402-17-81

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».